Муниципальное образование БОЛЬШЕКОЛПАНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ Гатчинского муниципального района
  • :
  • :

Программа микропереписи 2015 года в сравнении с микропереписью 1994 года, историческая справка

Информация » Информация » Микроперепись населения

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в октябре 2015 года проводит федеральное статистическое наблюдение «Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года». Это выборочное наблюдение с охватом около 2% населения страны. Данное обследование пройдет спустя 5 лет после проведения последней Всероссийской переписи населения.

Всеобщие переписи населения принято проводить с интервалами раз в 10 лет, что не позволяет отслеживать все изменения в демографической ситуации в межпереписной период. Между сплошными переписями населения, в соответствии с рекомендациями ООН, должны проводиться микропереписи – выборочные обследования, цель которых – получить детальные сведения о составе населения и данные, необходимые для более глубокого анализа социально-демографических процессов в масштабе страны и отдельных регионов. Главное отличие микропереписи от всеобщих переписей в том, что программы специальных выборочных обследований обычно бывают более детальными и глубокими, чем программы переписей населения. Под программой переписи населения понимается перечень вопросов для получения сведений о населении, собираемых в ходе обследования, размещенных на формах бланков переписных листов.

Решение о том, какие вопросы следует включать в перепись, зависит от сбалансированной оценки того, насколько остра пот­ребность в подобной информации и можно ли ее получить из других источников.

В истории современной России первое выборочное социально-демографическое обследование населения было проведено в 1994 году, по состоянию на 14 февраля, и охватывало 5% населения страны. Программа микропереписи 1994 года отличалась более широким кругом вопросов по сравнению с предыдущими переписями населения в СССР. Жители опрашивались по программе, содержащей 49 вопросов, объединенных в 9 разделов. Наиболее детально в ходе микропереписи 1994 года были представлены вопросы, касающиеся жилищных условий населения, состояния в браке и рождаемости, занятости населения; был вопрос о сумме дохода за январь 1994 года. За единицу наблюдения впервые было принято домохозяйство, а не семья.

На современном этапе становятся более актуальными социально-эконо­мические и миграционные характеристики населения, экономи­ческой активности, репродуктивных планах и сведения о состоянии здоровья населения. Поэтому наряду с традиционными вопросами в программе микропереписи 2015 года этим сведениям будет уделено особое внимание.

В отличие от вопросов при сплошной переписи населения в программу микропереписи включены вопросы истории получения российского гражданства, фактического и юридического места жительства, владения и использования языков в повседневной жизни населения.

Будет так же получена информация о длительно отсутствующих членах домохозяйств, причина и период их отсутствия, их социально-демографических характеристиках, родственных и семейных отношениях с другими членами домохозяйств.

Переписные листы микропереписи 2015 года содержат 28 вопросов
по следующим направлениям:

- возрастно-половой состав населения;

- уровень образования;

- источники средств к существованию;

- экономическая активность и занятость;

- состояние в браке;

- рождаемость;

- репродуктивные планы;

- оценка состояния здоровья;

- миграция;

- гражданство;

- состав домохозяйств и семейных ячеек.

В настоящее время Росстат проводит различные выборочные обследования, направленные на углубленное изучение отдельных вопросов общественной жизни. Каждое из этих обследований дополняет итоги переписи населения, данные текущего учета и образует вместе с ними целостную систему демографических и социально-экономических показателей.

Хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведения микропереписи населения 2015 года будет готовность к ней самого населения, понимания ее целей и значения для формирования эффективной социально-экономической политики государства.