Муниципальное образование БОЛЬШЕКОЛПАНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ Гатчинского муниципального района
  • :
  • :

Толерантность против экстремизма

Информация » Информация » Обеспечение безопасности

Мы все живем среди людей. Вокруг нас десятки, сотни, тысячи разных людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Особенность современного мира именно в многообразии, разноликости. Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность.  Появление в нашем лексиконе нового слова, относящегося к сфере человеческих взаимоотношений, всегда отражает очень серьезные процессы, происходящие в обществе. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного,  благожетельно -терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед.

Толерантность как черта характера означает уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Такое уважение приложимо к самым разным стилям жизни. Некоторые люди несут заряд любви и доброй воли. Другие ценят групповые различия с эстетической точки зрения и находят их интересными и стимулирующими. У третьих толерантность оказывается составной частью политического либерализма и прогрессивной философии. Для четвертых важнее всего чувство справедливости. У  остальных отношение к разным группам связано с понятием интернациональной дружбы.

Полноценная, зрелая, общая толерантность складывается из четырех таких базовых компонентов- личной, культурной, религиозной и политической толерантности.

Религиозная толерантность -  особая сфера, пограничная между общественным и индивидуальным.  Интимный, личностный характер религии не позволяет небрежно относиться к любому из религиозных феноменов и понятий. Любая конфликтная ситуация в сфере религиозного может легко перейти в сферу социальной жизни и привести к самым трагичным последствиям.  Религиозная терпимость означает признание других религий, при этом значение собственной религии не умаляется. Толерантность по своей сути противостоит секуляризованному обществу. Это не равнодушное созерцание друг другу, а стремление к пониманию, общению и участию в проблемах друг друга. Миротворцы, работающие в области достижения религиозной толерантности, призывают к большей полноте веры-каждого в своей религии.

В России понятие толерантности тоже развивалось из понятия религиозной  терпимости. Но за последнее атеистическое столетие позитивно окрашенный характер носило понятие нетерпимости, в то время как терпимость-явно негативный. В связи с этим, в представлениях многих людей понятие терпимости являлось синонимом понятий «бесхребетность», «безразличие» и т.д.

Культурная толерантность  позволяет человеку расширить собственный опыт, вступить в диалог с представителями других культур от имени своей. В этом контексте существует не только соревнование культурно и ценностных систем, но и процесс их взаимного проникновения, взаимного дополнения и взаимообогащения. Эта идеальная форма толерантных взаимоотношений возможно лишь при соответствующем уровне культуры и общества в целом, и отдельных его членов. Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Виды культурной толерантности.

Уровень культуры человека зависит от многих факторов, один из них- уровень образования. Образованность  позволяет видеть общество в целом и понимать, что благоденствие одной группы связано с благоденствием всех остальных.

Образовательная толерантность - терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразовательнных людей и к «яйцеголовым» у людей с низким образованием.

Маргинальная толерантность – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.

Возрастная толерантность - непредвзятость к априорным «недостаткам» человекам, связанным с его возрастом. Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.

Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, физически неполноценными, лицам с внешними недостатками.

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

Ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей человек, делающий что-то непривычное или не приличное.

 

Личная толерантность.

Каждому человеку с рождения свойственна естественная натуральная толерантность-  открытость, любознательность, доверчивость, еще не являющаяся характеристикой его личности.  Это естественное и безусловное принятие другого человека, в первую очередь- матери, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Именно эта врожденная толерантность и позволяет ребенку сформировать образ матери как самого дорогого, необходимого, любимого и ценного человека, несмотря на ее личные качества или особенности.

Толерантность даже может служить знаком наличия у человека множества положительных качеств, необходимо являющихся ее слагаемыми. С детства толерантность начинает воспитываться как выдержанность, психологическая выносливость человека, способность выносить психологические нагрузки в виде неблагоприятных обстоятельств, неудач, неуспеха.  Понятно, что по мере взросления у человека вырабатывается та самая выдержанность, позволяющая при столкновении с чужими мнениями словом или поведением брать некий «таим-аут» на проверку или корректировку собственной позиции и конструктивную оценку внешних событий.

Толерантность не является механическим результатом действия каким-либо « факторов». Подлинная толерантность-это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений. Понимание позиции другого человека, способность поставить себя на его место, увидеть его правоту вызывает желание помочь. И наоборот, выработавший к себя установку на взаимопомощь человека проявляет естественное взаимопонимание с окружающими. Чаще всего дело в том, что люди не хотят помочь друг другу, т.к. не понимают положения других, а наоборот – эгоизм, не желание тратить силы на взаимопомощь заставляет людей отказываться от взаимного понимания. Если у человека развилась устойчивая личностная установка на взаимопомощь и сотрудничество, то вскоре у столь высокоразвитой личности укрепится и человеколюбие.

Политическая толерантность.

В обществе человек постоянно сталкивается с теми или иными моделями поведения окружающих и сам демонстрирует им свои поведенческие модели. К сожалению, в последнее время, в современной российской реальности доминирует агрессивность как форма достижения целей.

Социальная толерантность - это готовность к конструктивному компромиссу и нахождению взаимоприемлемого решения в неоднозначных обстоятельствах. Но не нивелировка мнений или неспособность четко отстаивать правоту своей точки зрения.

Толерантность в обществе имеет ценность не только в моральном смысле, как принцип поведения граждан, но и в правовом, как способ поведения общества по отношению к своим гражданам.

Политическая толерантность проявляется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признавать свои поражения в политической борьбе, принимать политический алюрализм как проявление разнообразия в государстве.

Политическая толерантность государства невозможна без социальной толерантности его граждан,  без проявления ими таких качеств, как признание прав другого, и тем самым, обретение дружелюбия; миролюбия и способность воспринимать другого как себе победного, равного, претендующего на понимание, сочувствие, принятие, а не как чужеродного, требующего отторжения.

Общественно-политическая толерантность  как сложное состояние явление складывается из различных видом толерантности, проявляемым государством в целом и его гражданами в отдельности.

Идеологическая толерантность – терпимое отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Низкий уровень толерантности характерен для традиционного общества. Его основной принцип «делай, как делали все и всегда» позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе веками выработанных ритуалов.

Межнациональная толерантность – терпимое отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности».

Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. Интересные исследования  Межрасовой толерантности проводились среди учащейся российской молодежи. Это исследования показали,  что эмоциональное отношение опрошенных студентов к представителям другой – в этих опросах негроидной – расы достаточно противоречиво. На сознательном уровне к представителям негроидной расы декларируется уважение, протест против расизма и в то же время на эмоциональном уровне проявляется безразличие и желание «чтобы представители негроидной расы уехали к себе на родину и не мешали жить представителям европеоидной расы».

Крайне важна для стран межклассовая толерантность- терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедным к богатым. Сложность и трагичность истории нашей страны  затрудняет формирование межклассовой толерантности ее граждан. Расслоение общества, разными людьми воспринимается по-разному. По некоторым наблюдениям, отношение к состоятельным, преуспевающим людям постепенно меняется от резко негативного к более терпимому, позитивному. Более того, с определенной уверенностью можно говорить о превращении предпринимательского слоя в эталонную, рефератную группу для значительной части молодых людей.

Еще одним видом толерантности, характеризующим общества цивилизованных стран, является экономическая толерантность. Без экономической терпимости сегодня невозможно формирование цивилизованного рынка, какой бы хозяйственной идеологией мы не руководствовались- « собственно рыночной» или планово-директивной. Наступает эпоха экономической толерантности, когда единственным критерием допустимости деятельности становится ее экономическая эффективность- независимо от размеров, формы собственности, степени хозяйственной  самостоятельности и т.д. 

Для реализации этого необходимо соблюдать «кодекса толерантности» поведения на рынке. Основными при этом являются доверие и симпатия между гражданами страны как экономического сообщества. Симпатия позволяет соотносить  свои собственные интересы с интересами других участников сделки, оценить свое поведение со стороны. Наличие симпатии позволяет перейти к еще более высокому уровню взаимодействия.