В доход государства может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам
Информация » Информация » Прокуратура разъясняет |
Постановлением Конституционного
Суда РФ от 09.01.2019 № 1-П часть 1 статьи 17 Федерального закона «О контроле
за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц
их доходам» признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не
предполагает возможности обращения в доход Российской Федерации имущества,
которое было приобретено депутатом представительного органа муниципального
образования до замещения им этой публичной должности, притом что он или его
супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1
статьи 2 данного Федерального закона. Так,
предусмотренное статьей 17 Федерального закона «О контроле за соответствием
расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено
сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, имеет специальную
цель - борьбу с деяниями коррупционной направленности, совершаемыми лицами,
подлежащими контролю согласно данному Федеральному закону, и этим ограничены
пределы ее применения. Указанная цель предопределяет допустимость названной
формы реагирования на факты коррупционных проявлений на основании презумпции, в
силу которой несоответствие расходов законным доходам свидетельствует о
совершении деяния коррупционной направленности, а не какого-либо иного
правонарушения. Следовательно,
при наличии коррупционной составляющей на основании Федерального закона «О
контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и
иных лиц их доходам» в доход Российской Федерации может быть обращено только
имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей
контроль за соответствием расходов этого лица его доходам. В
Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход
Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в
соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его
приобретения на законные доходы (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30
июня 2017 года), указано, что не подлежат контролю за расходами сделки,
совершенные супругом (супругой) лица, в отношении которого осуществляется
контроль за расходами, в течение отчетного периода, но до вступления в брак с
этим лицом; имущество, полученное по таким сделкам, не может быть обращено в
доход Российской Федерации в порядке, предусмотренном подпунктом 8 пункта 2
статьи 235 ГК РФ. Таким
образом, в случае приобретения лицом имущества до замещения им должности
депутата представительного органа муниципального образования, если это лицо или
его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1
части 1 статьи 2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов
лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", это
имущество не может быть обращено в доход Российской Федерации на основании данного
Федерального закона, а значит, в отношении этого имущества не возникает
закрепленная статьей 3 данного Федерального закона обязанность представлять
сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по
его приобретению. Иное
означало бы возможность подмены процедурой обращения в доход Российской
Федерации имущества, предусмотренной Федеральным законом «О контроле за
соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их
доходам», других охранительных правовых механизмов, регламентируемых налоговым,
административно-деликтным и уголовным законодательством, и, следовательно,
лишение граждан гарантий, установленных соответствующими нормативными актами.
|